2017. Вспомнить все
Уходящий год представители турбизнеса в целом оценивают положительно: россияне снова путешествуют, и рынок медленно, но верно выходит из кризиса. Но проблем и «ложек дегтя» хватает: чего стоит один скандал с «ВИМ-Авиа». По традиции мы вспоминаем, чем жила отечественная туристическая индустрия последние двенадцать месяцев.
Борются за выживание
Против промо: турагенты не оставляют попыток найти взаимопонимание с туроператорами.
В конце ноября в Альянсе туристических агентств (АТА) прямо заявили: «Снижение агентской комиссии и промотарифы ведут к коллапсу всей туротрасли». В открытом письме организации говорится, что такие инструменты делают бизнес турагентств нерентабельным, разрушают проверенные временем связи между игроками рынка, дают простор для деятельности «временщиков, фрилансеров, фирм без офисов и бухгалтерии». «Настаиваем, что в условиях сегодняшних реалий минимальный размер агентского вознаграждения не может составлять менее 10% от цены турпакета», – заявляют в АТА.
Большинство турагентов – не только подписавших петицию – согласны с таким требованием. В то же время крупные туроператоры, а основная претензия у розницы именно к ним, объясняют, что промопрайсы помогают бороться с демпингом на рынке, а сокращение вознаграждения – вынужденная в нынешней экономической ситуации мера.
В частности, «Библио Глобус», который первым объявил о снижении комиссии и которого принято считать «зачинщиком» всей этой истории, аргументировал свое решение возросшими финансовыми затратами из-за нового закона о туризме. Но попытки возложить «свои проблемы» на агентства вызвали у последних острую реакцию.
Пока «в товарищах согласья нет», а эксперты рынка пессимистично прогнозируют, что, несмотря на возмущение розницы, агентская комиссия будет год от года сокращаться.
Махнула крылом
Коллапс компании «ВИМ-Авиа» привел к миллионным убыткам у туроператоров и к «закручиванию гаек» в авиаотрасли.
Сначала – массовые задержки рейсов, потом – скандальное банкротство. В конце сентября авиакомпания «ВИМ-Авиа» объявила о прекращении всех чартерных программ, объяснив это нехваткой оборотных средств и долгами перед контрагентами. «Значительное увеличение парка самолетов и расширение маршрутной сети, которые предпринял этот перевозчик, оказались ему не по силам», – считает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Туриндустрия «бурлила»: проблемы перевозчика были прогнозируемы, он уже «отметился» серией задержек в 2016 году, но из-за дефицита чартерной перевозки на рынке крупные операторы подписали контракт с «ВИМ-Авиа». Летом 2018-го при продолжающемся росте рынка опять остро встанет вопрос нехватки бортов, в связи с чем НТК «Интурист» и «TUI Россия» уже заявили о планах по созданию собственных авиакомпаний. Скандал с «ВИМ-Авиа» также привел и к новым инициативам «сверху». В частности, в России может появиться фонд для вывоза пассажиров проблемных авиакомпаний, аналог «Турпомощи», только «скидываться» туда будут перевозчики, что может привести к росту цен на авиабилеты.
Стал самостоятельным
Надежды турбизнеса, касающиеся возвращения на рынок египетского направления, не оправдались.
С момента трагической гибели пассажиров рейса авиакомпании «Когалымавиа» прошло два года, но на политическом уровне договоренности о возобновлении авиаперевозки не достигнуты. В начале декабря глава Минтранса Максим Соколов сообщил, что направление может быть открыто в феврале 2018 года.
Между тем туристический рынок приспособился к новым реалиям, и «место» Египта заняли Турция, ОАЭ, Доминикана, страны Юго-Восточной Азии.
Египет же изменил свой «статус» и из направления организованного туризма стал страной, куда россияне путешествуют самостоятельно. «Если туристам запрещают летать в Египет из Москвы, они летят туда из Белоруссии – есть несколько рейсов из Могилева; жители Белгорода летят из Харькова. Как говорится, «свято место пусто не бывает», – констатирует Алексан Мкртчян, генеральный директор сети турагентств «Розовый слон».